Previous Entry | Next Entry

Соловки. Возвращение.

Только когда АН-24 полетел наконец над Белым морем, я в полной мере осознал, что приближаюсь к одному из самых необычных и любимых мною мест на Земле. Я возвращаюсь на Соловки!

На Соловках мне посчастливилось бывать много раз. И если есть на Земле место, которое я бы назвал Малой Родиной, то оно именно здесь.

Туристический сезон на Соловках закономерно выпадает на лето. И погода в это время более устойчивая и теплая, и добраться проще и дешевле. Раньше здесь и летом было тихо и не суетно, а теперь кипит туристическая жизнь.

Зимой же в эти места едут в ,основном, паломники, ну и, пожалуй, такие, как мы, любители лыжных походов. Вообще, у меня создалось ощущение, что зимой туристов здесь особо и не ждут. Остров отдыхает от летней суеты. Гостиницы закрыты, да и в частном секторе найти жилье крайне проблематично.

Получив багаж, мы стали ждать, когда нас обступят с предложениями о найме жилья, как это обычно бывает в курортных местах. Но не тут-то было. Ни кому до нас дела не было. Немногочисленные пассажиры нашего маленького самолета довольно быстро растворились, и мы остались у деревянного здания аэропорта в одиночестве. Бросив вещи в зале ожидания и оставив с ними Чагина, мы с Борей пошли искать жилье.

Еще при высадке из самолета, я приметил группу молодых людей с лыжами, улетавших с острова. Методом опроса, мы нашли тот дом, где жили ребята. Сначала на наш стук никто не отвечал, а потом, когда мы открыв дверь, заглянули внутрь, первое, что бросилось в глаза, это хозяйка, с ужасом глядящая на нас. И ее страх только усилился, когда я радостно доложил, что мы, мол, тоже лыжники и хотим заселиться. Она молча замахала руками, попятившись в дальний угол комнаты. Ушли мы весьма обескураженные. Уж чем ей так насолила уехавшая группа, можно было только догадываться.

Была еще и бабулька, которая долго размышляла, сдать нам комнату или нет, а потом назвала время встречи, к которому так и не явилась. Только опрос людей в магазине дал результат, и мы отлично поселились в квартире со всеми удобствами и котом Тихоном. Люба, так звали нашу хозяйку, была по-северному гостеприимна, и даже впоследствии не взяла с нас денег за дни, которые мы, оставив у нее часть вещей, провели в походе.

В первое же утро мы, взяв легкие беговые лыжи, отправились на остров Муксалма, соединенный с Большим Соловецким островом рукотворной дамбой.

Сначала мы шли по буранному следу, а потом прямо по льду Белого моря.

Мы с Борей на лыжах без насечки просто летели коньковым ходом, по такой вот природной трассе.

Конечно, она была не так ухожена, как спортивные петли в родном подмосковном лесу, и заструги то и дело сбивали с темпа, но ощущения от езды по льду моря непередаваемые. Тишина, простор и только ветер свистит в ушах.

Чагин имел неосторожность взять лыжи с насечкой и шел в стиле Шорк-Шорк или иногда переходя на "Вьетнамский конек", пытаясь заставить скользить лыжи, которые изначально для этого не приспособлены. Но мы никуда не торопились, все шло размеренно, и мы с удовольствием, шутками прибаутками ожидали нашего друга.

Ориентиром на острове Муксалма служил для нас небольшой рыбацкий поселок.

В нем никого не было, кроме сторожа. Он был очень рад нашему появлению, пригласил к себе в каморку, где мы с полчаса слушали его впечатления от прочитанного в разных журналах, коих у него было предостаточно.

В каморке было сильно накурено, поэтому, дождавшись паузы в рассказе о львах Африки, мы выбрались на свежий воздух.

Немного побродив по поселку, мы двинулись в обратный путь.

На этот раз ветер был попутный и езда была особенно приятна.

Когда мы вернулись в поселок, солнце уже начинало прятаться за монастырские стены. Спали мы в эту ночь как убитые, надышавшись свежим воздухом и получив порцию северного загара.

Следующий день мы хотели изначально провести в поселке. Хотелось немного отдохнуть, сходить на службу, навестить знакомых.

Но стояла такая погода, что Боря абсолютно правильно предложил прямо сегодня отправиться в нашу лыжную соловецкую "кругосветку".

Собрались мы буквально за полчаса, и, нацепив наши широкие походные лыжи отправились в путь. Сначала мы шли по морю, а затем вышли на отличную дорогу, ведущую к Секирной горе или, как говорят местные, Секирке.

На вершине этой горы стоит уникальный храм, у которого прямо на луковке установлен самый настоящий маяк. Возможно это последний русский маяк на Белом море.

Идти с рюкзаками, да еще и на широких лыжах было не так быстро, как накануне, но мы по-прежнему никуда не торопились и шли с частыми остановками.

У храма мы сначала побеседовали с пожилым монахом, а затем к нам вышел батюшка, который любезно предложил провести для нас небольшую экскурсию.

Каждый раз, бывая в этой церкви, я испытываю необычное чувство. Этот храм как будто впитал в себя всю историю нашей многострадальной Родины. Кропотливый монашеский труд, садизм нелюдей, устроивших здесь тюремный карцер, времена новых подвижников, любовно восстановших храм. Да и то, что это Храм-Маяк то же очень символично.

Осмотрев нижнюю часть храма, мы поднялись с батюшкой на самый верх, где и располагается маяк.

Вид оттуда открывался потрясающий. Батюшка, сам большой любитель лыж, стал нам рассказывать, как выйти к рыбацкой избушке. Сверху это выглядело довольно просто, но, как потом оказалось, заплутать в лабиринтах соловецких озер проще простого.

Попрощавшись с монахами, мы спустились с Секирной горы, и обрадованные возможностью ночевки в тепле, устремились к цели.

STA_0456

Я, на всякий случай, все-таки поставил точку в навигаторе, где предположительно располагалась избушка, и мы уверенно покатили на лыжах по озерам.

Довольно быстро мы вышли к Савватиевскому скиту и где-то здесь свернули не на ту тропу. Немного поплутав, мы решили идти прямо по моему навигатору. Вскоре озеро закончилось, и нужно было пройти небольшой кусок тайги. Вот тут то и пригодились наши широкие лыжи.

Идти по очень глубокому снегу, да еще преодолевая сложный рельеф, было нелегко. Но наградой был выход на морской залив и красивый северный закат над ним.

Вскоре, мы увидели поклонный крест, а чуть поодаль избу.

Через час усиленной протопки уже можно было раздеться и наслаждаться теплом.На улице было довольно морозно, и мы в очередной раз порадовались, что не пришлось расчехлять палатку.

Утро встретило нас потрясающей погодой. Неспеша собравшись мы вышли прямо на морской лед и стали по нему огибать Большой Соловецкий остров. Если внимательно посмотреть вдаль от острова, то было видно открытое, не замерзшее море, которое темнело чуть поодаль.

Мы постепенно скидывали с себя одежду, солнце припекало и было безветренно и тепло. Так, делая переход за переходом, мы дошли, наконец, до поселка Реболда.

Тут у нас было два варианта - либо продолжить путь вокруг Большого Соловецкого острова, либо попробовать перейти пятикилометровый пролив и попасть на остров Анзер. Сейчас могу сказать, что это была моя заветная мечта. Летом я был несколько раз на Анзере, но побывать там зимой - это было бы редким везением.

Пролив не всегда замерзает до конца, и путь этот может быть крайне опасен. От Реболды было не видно насколько замерз залив, лишь вдалеке виднелось нагромождение торосов. Немного подумав и вспомнив наставления батюшки с Секирной горы, относительно хождения по морскому льду, мы решили попробовать.

Первое время лед производил впечатление крепкого монолита, но ближе к середине стали попадаться темные участки которые мы с опаской обходили. Вскоре, стал виден поклонный крест на анзерском берегу, и стало как-то легче, хотя уже приходилось преодолевать торосы.

Когда, наконец, мои лыжи заскребли по прибрежным камням острова, в горле я почувствовал комок и ощущение величайшего счастья. Мы смотрели друг на друга и улыбались как дети. Анзер я знаю довольно неплохо благодаря большому знатоку этих мест, ученому, исследователю Вячеславу Павловичу Столярову. С ним мы неоднократно обходили остров вдоль и поперек. Я знал, что недалеко от берега есть избушка, и был очень рад, что она на прежнем месте, чиста и ухожена.

На Соловках ,как впрочем, и везде в России, если уж чего-то коснулись трудолюбивые монашеские руки, то это - порядок, чистота и продуманность вплоть до мелочей. Запас дров в избе был огромен, но мы не стали им пользоваться, а, взяв нашу двуручную пилу, завалили сушину и обеспечили себя дровами с запасом. Мы сидели в теплой, чистой избе, в печке потрескивали дрова, а за окном сияло в закатных лучах Белое море. Был как раз тот момент, когда не веришь, что это происходит именно с тобой.

На следующий день, оставив в избе почти все наши вещи, с одним полупустым рюкзаком на всех, мы двинулись вглубь острова. Первым местом, куда мы пришли, был естественно Троицкий скит.

Забегая вперед, скажу, что с моего последнего посещения Анзера все здесь сильно изменилось. Особенно поражали восстановленные скиты. Я помню, в каком полуразрушенном состоянии были скиты на Анзере. Теперь, слава Богу, все изменилось.

По дороге к Голгофо-Распятскому скиту нас встретил трудник на лошади. Он сказал, что в скиту еще идет служба и если мы поторопимся, то непременно успеем.

Поднявшись на гору Голгофа мы подошли к двери храма. Попытались открыть дверь, но не смогли и подумали, что она закрыта изнутри.

Но тут дверь отворил монах огромного роста и сложения и спросив, не мало ли мы каши ели, впустил нас внутрь. Шла тихая, немноголюдная монашеская служба. На нас никто особо не обратил внимания. И только по окончании нас пригласили на трапезу. После трапезы мы немного побеседовали со скитоначальником, отцом Евлогием. Он пожелал нам счастливого обратного пути и посоветовал идти через пролив пораньше с утра, когда лед еще не отпустило.

Мы поблагодарили его и братию и пошли дальше вглубь острова. Сделав довольно большой круг, уже под вечер мы вернулись в избу. Хотелось еще денек побыть на Анзере, но пора было возвращаться в поселок, да и погода становилась все теплее и пролив могло в любой момент "отпустить".

Рано утром, по морозцу, мы перешли пролив, отыскали дорогу "домой", и через несколько часов замкнули наше соловецкое кольцо.

Заяцкие острова стали последним пунктом программы в наш заключительный день. Это снова был праздник конькового хода.

После туристических лыж ехать на легких беговых, да еще и без рюкзака, было верхом блаженства.

Немного поснимав "зайчики", мы прошли еще до места, где лед заканчивался и начиналось открытое море.

Здесь мы сняли фотосессию под названием Orange Man, а так же полюбовались суровым, зимним Белым морем, мысленно прощаясь с Соловками, возможно, до следующего года.

Фото: Борис Чиняев, Дмитрий Лебедев

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
Борис Чиняев
2 июл, 2012 15:57 (UTC)
соловки
Димон, ты молодец! я очень рад что ты это сделал несмотря на все сомнения.
(Удалённый комментарий)
5 окт, 2012 17:33 (UTC)
Всегда была мечта побывать на Соловках зимой
Спасибо за интересный рассказ. Кстати, какая там температура воздуха и в каком месяце вы были?
5 окт, 2012 17:44 (UTC)
Re: Всегда была мечта побывать на Соловках зимой
Спасибо за комментарий!Соловки зимой это очень интересно.Правда это путешествие не из дешевых. Самолет, который летит всего ничего из Архангельска до острова, может стоить абсолютно неадекватных денег.О билетах нужно думать ну очень заранее. О погоде. Мы были в марте и нам очень повезло с погодой. Днем было примерно минус десять, от силы пятнадцать градусов,ночью наверное минус двадцать. На солнце было вообще жарко.Но тут важно не попасть в такое потепление,когда лёд на Белом море и озерах раскиснет.Но лыжи на Соловках не главное. Самое интересное всё, что касается православия. В этом смысле это уникальное место.
5 окт, 2012 17:48 (UTC)
Re: Всегда была мечта побывать на Соловках зимой
Спасибо, а какова цена билетов?
5 окт, 2012 17:54 (UTC)
Re: Всегда была мечта побывать на Соловках зимой
Мы по какой-то акции брали за 11000 руб.Это Архангельск-Соловки-Архангельск. И 6000 руб. стоили билеты Москва-Архангельск-Москва.
5 окт, 2012 18:02 (UTC)
Спасибо еще раз
swedsedan
10 дек, 2012 14:45 (UTC)
Ты мне прям праздник устроил) Давно я в жж не смотрел и не читал чего-то по-настоящему красивого и для души приятного, а тут твой Дневник мне бальзамом на душу лег) Это фантастически красивое путешествие, Дим, очень круто!
10 дек, 2012 19:04 (UTC)
Спасибо!Поездка у нас была очень спонтанная и красивая. Просто я увидел акцию Нордавиа и вспомнил, что всегда мечтал попасть на Соловки зимой. А тут и ребята загорелись.Север это вообще очень интересно. Не мне тебе рассказывать.
swedsedan
10 дек, 2012 14:47 (UTC)
Я сейчас только дату поста увидел - 1-ое июля))) Да с френд-лентой я не фрэндли)
Антонина Никеенкова
28 авг, 2013 11:04 (UTC)
Соловки Зимой
Да-а-а! Какое путешествие у вас интересное получилось! Яркие красивые фотографии! Здорово! Мы нынче летом тоже там побывали и влюбились навсегда в эти места!
3 сент, 2013 14:28 (UTC)
Re: Соловки Зимой
Спасибо за отзыв! Соловки это место, где в первую очередь отдыхаешь душой, причем в любое время года.
( 12 комментариев — Оставить комментарий )